среда, 22 июня 2011 г.

Тофаларский Суглан Амулетов


























В таинственном и древнем крае Тофалария, где подпирают небеса горные хребты и берут своё начало реки. В таежном посёлке Алыгджер, где нет дорог, а перекочевка совершается верхом на оленях по тропам, прошел Суглан. Сегодня Тофаларский Суглан - этнический праздник, собрание охотников и таежных кочевых оленеводов, восьми древних родов.
Хаш: Кангараевы;
Чептей: Тулаевы, Алаштаевы;
Сары-хаш: Калдыновы, Балыкаевы, Мамокаевы;
Тырк-Хаш: Торгоевы;
Ак-Хаш: Буктурбаевы;
Ирге-Хаш: Сагановы;
Чогду: Амостаевы, Мухаевы, Тобулаевы, Буучеевы Киштеевы, Хыкыевы Андылаевы, Холямоевы;
Кара-Чогду: Токуевы, Унгуштаевы, Арактаевы, Изотовы, Баканаевы, Отрумевы, Мухаевы;
Праздник проводится не каждый год, и собираются на него все оленеводы. На торжественное событие прибыли гости из области и района, деятели культуры и искусства, съехались родственники, друзья и знакомые многие из которых не виделись много лет. По кругу, в долине среди гор, покрытых снегом, под открытым небом, стояли чумы в виде стойбища с открытыми лабазами. В центре этого круга разведен костер - Хаптагай-Одо, он горел днём и ночью до окончания Суглана. Под веселые пословицы и поговорки всем староста Суглана варил бухлером – Тофаларское блюдо, наваристый бульон с крупными кусками мяса изюбря. Все были веселы и старались хорошо выглядеть.
На праздник все пришли в традиционной нарядной одежде украшенной амулетами. Сидя в седле, гости символически совершали традиционную перекочевку на оленях связанных в длинные караваны. Кочуя по каменистым и мшистым тропам, наслаждаясь девственной природой, чистым воздухом и прозрачной водой рек, не затронутых цивилизацией. С мечтой светлой в сердце, чувствовалось, пространство, покой и время. В пути верхом под звуки погремушки на шее домашних оленей и музыку Хобуса хорошо петь песни. И подъехав к оленеводческому стойбищу из шестовых чумов покрытыми вываренной берестой и шкурами, за горячей чашкой солёного чая с оленьим молоком, пообщаться с родными или друзьями. Вспоминая охоту, горы, снежники, курумы, багульник. Опробовать охотничьи манки: берестяную конусную трубу на изюбра ; двуязычковую пищалку из бересты на кабаргу ; свисток из тальника на рябчика ; трещотку, которая используется при облавной охоте. И слушая рассказы о промысле и перекочевках верхом на оленях. рассказать свои сказки о животных, также предания, легенды о былых днях под звуки задушевных песен тайги.
Со всех уголков гор Черного Гуся, привезли оленеводы на Суглан амулеты, сделанные своими руками для обмена и подарков друзьям. Это незатейливые обереги чистых мыслей, светлых снов и добрых пожеланий. Каждый род имеет свои любимые амулеты, но в основном все обереги изготавливаются из клыков кабарги и меха животных, медвежьих лап и из срезов-пластин рога изюбря Женщины и дети дарили друг другу обереги, ожерелья, амулеты. Самые популярные и любимые у детей амулет Снежного Оленя и амулет Солнечного Соболя. Традиционно их носят на одежде, головных уборах и подвешивают у детской колыбели или у входа в чум, они используются для украшения и защиты. Амулет Хозяина Тайги, каждый охотник рода Хаш на перекочевках изготавливает себе сам из медвежьего зуба, он верит, что вместе с ним забирает силу медведя. Верные спутники таежной жизни для кочевого оленевода и охотника, дающие поддержку и уверенность в себе: амулеты Календарь охотника, охотничий нож Волчья тропа, нож Коготь Медведя, нож Дух Волка.
С давних времен оленеводы род Кара-Чогду почитают волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчат маленькими забирали с логова. Оленеводы говорили о том, что волками распоряжается дух и позволяет задрать определенного оленя в стаде, когда матерая волчица приводит, учить охотится, молодых волчат. Поэтому подобные набеги волков на стадо часто расценивались оленеводами как необходимая жертва, которая обязательно в будущем принесет удачу и потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать оленей.
Волк, перебежавший дорогу охотнику из рола Чептей, предвещал промысловую удачу и счастье в перекочевке на новое стойбище. Украшения мужчин на Суглане и в тайге часто состоят из волчьих клыков, когтя и волчьей лапы. Они верит, что вместе с ними забирают выносливость и ловкость матерого зверя. Волки всегда умеют достигать поставленной трудной цели. Преследовать свою добычу они могут очень долго, такая выдержка всегда нравилась и поражала воображение охотников.
Живописец Русин Сергей Николаевич писал портреты собравшихся охотников и таежных кочевых оленеводов в традиционной одежде украшенной амулетами, стараясь подчеркнуть их торжественность и нарядность. И ему, как гостю, преподнесли в дар оберег из коллекции легких сновидений. Подарили амулет Ловец Снов, чтобы всегда снилась художнику прекрасная Тофалария – Край бездонного неба. Охотникам и таежным оленеводам очень важно кочуя с домашними северными оленями по труднодоступным покрытым тайгой горным склонам Саян, в первозданном мире ощущать время бесконечным и неизменным и дарить друзьям амулеты обретения духовной силы, не забывая договориться о месте проведения будущего Суглана.

Живописец Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян
Тофалария - горы Черного Гуся
Тофалария – Священный Саян
Тофалария – Кочевая Кастарминка

Тофалария-горы Черного Гуся
<

Комментариев нет:

Отправить комментарий